САМОРАЗВИТИЕ
САМОРАЗВИТИЕ


Саморазвитие и лень

Саморазвитие и личностный рост

Борьба с препятствиями

Ключ к себе

Человек,его поведение и потребности

Структура и классификация потребностей

Дианетика -цель человека

Дианетика -динамический принцип существования

Дианетика -аналитический ум и стандартные банки памяти

Дианетика-реактивный ум источник всех неврозов,психозов,сумашествий

Дианетика-клетка и организм

Дианетика -четыре динамики

Медитация

Развитие памяти

Структурно-функциональная организация сознания

Мозг,нервная система,тело

Обмен веществ и гомеостаз

Биологическая обратная связь как механизм обеспечения гомеостаза

Адаптивные, компенсаторно-приспособительные реакции организма

Поток сознания

Темпераметр и характер

Самооценка

Искусство общения

Источники душевной энергии

Искусство полемического боя

Как научить вашего ребенка читать.

Учение с развлечением

Педагогическая психология и педагогика

Вокруг света-интересные заметки

Партнерский каталог

Анекдоты

Калейдоскоп информации

Ручные массажные приёмы

Gainings.biz - каталог сайтов интернета!

RSS

GISMETEO: Погода по г.Екатеринбург

Курсы валют ЦБ РФ





ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦИГУН-СИСТЕМЫ

МЕТОДЫ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ, ИСПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ПОБОЧНЫХ ЯВЛЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ЦИГУНОМ

Содержание страницы:

1. Метод предотвращения побочных эффектов. 1

2. Метод устранения побочных эффектов. 4

3. Метод контроля побочных эффектов. 8

 

Многие люди беспокоятся по поводу побочных явлений при занятиях Цигун-упражнениями, Действительно, откло­нения от нормы в Цигун-упражнениях неизбежны. Они по­казывают путь, действенную реакцию на Цигун-упражнения. Отклонение от нормы означает вид неудобства или даже болезненной реакции. Следовательно, занимающиеся Цигуном должны иметь некоторые знания о принципах Цигуна и по­нимать, как предотвратить отклонения. Что делать, если отк­лонение от нормы возникнет? Ниже рассмотрены специальные методы для предотвращения, устранения и контроля за по­бочными явлениями в процессе занятий Цигуном.

Прежде чем перейти к специальным методам, мы, видимо, должны указать на то, что поддержание хорошего здоровья — это фундамент жизни. Поэтому занятия Цигуном должны стать неотъемлемой частью человеческой жизни. В предис­ловий к своей книге "Как поддерживать хорошее состояние9' Чэн Чень указывает, что "хорошее состояние зависит от девяти следующих пунктов: 1) сохранения субстанции жиз­ни; 2) выхаживания жизненной энергии; 3) укрепления здоровья и развития хорошего телосложения; 4) выполнения дыхательных и физических упражнений (даоинь); 5) речи; 6) пищи; 7) половой жизни; 8) медицинской помощи; 9) из­бегания запретов". Из указанных выше девяти пунктов толь­ко четыре связаны с Цигуном. Остальные относятся к пов­седневной деятельности. Это ясно показывает, как важно иметь правильные жизненные привычки, которыми занимаю­щимся Цигуном не следует пренебрегать.

1. Метод предотвращения побочных эффектов

1. Ум должен быть свободным от излишней сосредоточен­ности или психического нездоровья. Если у начинающего просто возникает чувство тепла в определенной части тела после некоторого времени занятия Цигуном и он попытает­ся направить это ощущение через "три прохода", меридианы жэнь-май и ду-май и мысленно это ярко увидеть (это в Ци­гуне называется "старательное усилие"), тогда у него прои­зойдет "нарушение сознания" или даже "умственное расстройство", т.е. отклонение от нормы, вызванное "усердием". Занимающийся должен понимать, что Цигун имеет свои собст­венные законы. Гладкие меридианы и коллатерали развивают­ся в процессе занятий Цигуном. Они не достигаются за одно утро. Поэтому мы не поощряем того, чтобы занимающийся "проводил Ци за счет умственной силы", что может привести к таким расстройствам, как мотание головой и пожимание плечами, скручивание талии и сгорбливание спины, дрожание рук и ног, пошатывание и спотыкание, неконтролируемый крик или даже опистотонус (судорожная поза), одеревенение и выкручивание конечностей. Занимающийся заходит иног­да так далеко, что теряет самоконтроль. Поэтому при заня­тиях Цигун-упражнениями умственная сила не должна исполь­зоваться случайным образом, а успокоение необходимо рас­сматривать как доминирующий фактор. Состояние расслаб­ления помогает привести ум в спокойное состояние, а спо­койный ум — восстановить и укрепить здоровье.

2. Контролируйте функции шести чувств и не поддавайтесь возмущениям: окружающей среды. Контролировать шесть чувств означает контролировать глаза, нос, язык, уши, тело и ум. Это очень трудно для человека не слышать звуков из­вне, но он должен контролировать себя, с тем чтобы не вол­новаться от звуков и шумов извне. Наоборот, он должен быть в состоянии превратить шумы во что-нибудь восхитительное, что он желал бы услышать. После длительной практики за­нимающийся не только может сопротивляться воздействию шумов и достигать покоя среди шумов, но также избегать очарования пятью тонами традиционной китайской музыки, пятью цветами или пятью цветками. Не быть очарованным пятью цветами означает держать глаза полузакрытыми и смотреть горизонтально вдаль, ничего не видя. Выполняя успокоительные Цигун-упражнения, занимающийся может иметь внутренний объект, это означает, что он не должен видеть объектов вокруг себя. Внутренний объект может "наблюдаться" только тогда, когда занимающийся глядит внутрь себя. Ему не следует делать это с усилием. Его не должны привлекать красота или какие-либо вредные мысли. Не быть очарованным пятью цветками означает, что если во время занятия Цигун-упражнениями возникают какие-либо благоухающие запахи цветка, духов, вина, мяса, зани­мающийся не должен очаровываться ими или избегать их, Он должен оставаться к ним безразличным.

3. Не допускайте усталости. При выполнении Цигун-упраж­нений занимающийся должен избегать усталости и делать перерыв для отдыха, как только он почувствует ее. В повсе­дневной жизни занимающийся Цигуном также должен избе­гать чрезмерной усталости, остерегаться внутренних обид и поддерживать равновесие между работой и отдыхом, а более всего — избегать половых излишеств. Цель "стимулирования потока жидкости тела для развития основной субстанции" и "стимулирования основной субстанции для развития жиз­ненной энергии" при занятиях Цигуном состоит в том, чтобы основная субстанция и жизненная энергия были в изобилии. Основная субстанция есть фундамент духа. Дух погибает с истощением жизненной энергии. Поэтому человек не дол­жен платить за временное удовольствие от половой жизни ценой его долгой счастливой жизни. Те, кто страдает от болез­ней, должны быть осторожными в отношении этого. Им следует воздерживаться от половой жизни первые три меся­ца занятий Цигуном и быть умеренным после.

4, Остерегайтесь вредных экзогенных факторов. Вредный фактор тепло уменьшает костный мозг, а вредный фактор холод повреждает селезенку и мышцы. Занимающийся дол­жен менять одежду в зависимости от погоды. Не следует заниматься Цигуном ни на сквозняке, ни на ветру, или под дождем, или палящим солнцем, или когда грохочет гром или сверкает молния. Когда занимающийся вспотеет после Цигун-упражнеяий, он не должен сидеть на ветру, поскольку это нанесет вред его здоровью,

5. Будьте осторожны с функциональным действием жиз­ненной энергии. При занятиях Цигуном занимающийся дол­жен обращать достаточное внимание на функциональное дей­ствие жизненной энергии.

(1) Перед занятием устраните все помехи, которые могут воздействовать на течения жизненной энергии. Например, наденьте свободную одежду и не надевайте тесных поясных ремней, ручных часов, шнурков, подвязок или чрезмерно тесной или на высоком каблуке обуви. Успокойтесь перед занятием. Не занимайтесь, когда вы очень голодны, сильно удивлены, сильно разозлены или чрезмерно радостны,

(2) Вы должны поддерживать спокойствие во время за­нятия и превратиться в глухого ко всякого рода неожидан­ностям или нарушениям покоя, которые возникают вне или внутри организма. Вы должны иметь ум, полностью подго­товленный к каким-либо неожиданным звукам вне вас. На­пример, когда ваш ум находится в покое, вы слышите людей, приветствующих вас, людей, громко хохочущих или крича­щих, или звуки транспорта, или звуки от столкновения камней или кирпичей. Даже если вас толкнут, вы должны сохранить контроль за собой и вернуть свой ум в нормаль­ное спокойное состояние. Если ваш ум выведен из состоя­ния покоя из-за неожиданности, вы можете выполнить откры­тие и закрытие двух дань тянь немедленно. Обычно вы мо­жете достичь успокоения после выполнения открытия и закрытия 4 раза. Если нет, то вы должны продолжать выпол­нять упражнение, пока оно не наступит. Иначе могут быть осложнения от этого. (В дополнение к открытию и закрытию двух дань тянь можно также использовать метод продвиже­ния жизненной энергии с помощью даоинь.) В целях безопас­ности для занятий Цигун-упражнениями следует выбирать спокойное место. Если вас кто-то позвал во время занятий Цигун-упражнениями, вы должны остаться спокойным и не­принужденным и не должны отвечать. Конечно, не злитесь из-за испуга. Иначе могут возникнуть нарушения потоков жиз­ненной энергии и пульса.

Во время Цигун-упражнений возникают общие явления в виде восьми ощущений: увеличение, уменьшение, легкость, тяжесть, холод, жар, зуд и онемение. Эти ощущения показы­вают различное состояние жизненной энергии — либо ее движение, либо ее блокировку. Независимо от того, в каком она состоянии, занимающийся должен уверенно и настойчиво продолжать занятия. Какие-либо колебания приведут к замешательству, которое в итоге может нарушить технику.

При занятиях Цигуном в положении сидя занимающийся должен ступнями твердо касаться земли, вместо того чтобы поддерживать их в полуподвешенном состоянии независимо от того, сидит ли он на стуле или на краю кровати. В против­ном случае у него будут распухать ступни и возникнет люм­баго (вследствие застоя крови; или галлюцинации, которые могут привести к падению на землю и испортить целиком упражнение.

При возникновении галлюцинации во время Цигун-упраж­нений занимающийся не должен побуждать себя предаваться иллюзиям и позволить увлечь себя эмоциями. Если галлюци­нации возникнут, занимающийся должен продолжать упраж­няться спокойно и с удовольствием. Затем в конце упражне­ния надавите кистями на дань тянь. Занимающийся не должен быть сентиментальным при иллюзиях — грустным или радост­ным — или увеличивать скорость дыхания, которая будет нарушать ритм дыхания и вести к отклонениям.

При занятиях Цигуном занимающийся должен выбрать подходящие  Цигун-системы,   которые  соответствуют его болезням, методы выполнения — тонизирование или очище­ние и работать по рациональной программе, удовлетворяющей его состоянию. Никогда не следует заниматься случайным образом. Иначе могут возникнуть патологические изменения. Принципы тонизирования и очищения следующие. Правое — это для тонизирования, левое — для очищения. Следователь­но, болезни, которые требуют очищения, выполняются слева направо, а болезни, требующие тонизирования, — справа налево. Вращение кистей внутрь — тонизирование, наружу — очищение, движение вверх, которое может регулировать подъем ян=энергии, относится к тонизированию, а опускание кистей вниз, которое может тянуть ян-энергию вниз, относит­ся к очищению, открытые глаза — для очищения, закрытые — для тонизирования. Занимающемуся следует применять эти принципы в соответствии с симптомами его болезни.

Сжатая формула и молчаливое повторение также имеют .функции тонизирования и очищения. Грубо говоря, второй тон — тонизирование, а первый — очищение.

6. Если слюна выделяется во время Цигун-упражнений, проглотите ее тремя порциями и мысленно направьте ее вниз в дань тянь. Было бы полезно для здоровья, если вы немного вспотеете, но следует избегать ветра. Прекратите заниматься, если вы чрезмерно вспотели, так как это вызвано ущербом Инь. Поэтому не занимайтесь в мокрой одежде. Не ходите в туалет в течение получаса после занятий, для того чтобы избежать возникновения условного рефлекса, когда вы чувствуете необходимость идти в туалет в момент начала занятий Цигун-упражнениями. Это также поможет избежать утечки жизненной энергии.

2. Метод устранения побочных эффектов

Отклонения будут возникать, если занимающийся не осто­рожен. Если побочные явления возникли, то они должны быть устранены. Для их устранения занимающийся должен выяс­нить причину и подобрать соответствующее средство для этого случая независимо от того, будет ли он их устранять сам или с помощью других. Вообще говоря, побочные эффекты обычно вызываются следующими пятью факторами: жизне­деятельностью, изменением позы, методами дыхания, ум­ственной деятельностью и помехами во время выполнения Цигун-упражнений, Следовательно, побочные явления необ­ходимо устранить в этих пяти аспектах. .

1. Проверьте свою жизнедеятельность. Попытайтесь выяс­нить все, что связано с вашей работой, домашней обстанов­кой, повседневной деятельностью, равновесием между рабо­той и отдыхом и т.п., т.е. то, что связано с факторами, не имеющими собственно отношения к занятиям Цигуном. На этой основе найдите правильный метод устранения.

2. Даоинь положения. Проверка отклонения от нормы в даоинь положении состоит в том, чтобы увидеть, "достигает­ся ли расслабление", "правильна ли поза", "подходит ли метод тонизирования или очищения". Что касается самоуп­равляемой Цигун-терапии, то требования к 18 стадиям дви­жений, упомянутым ранее, являются наиболее важными. Системы регулирования дыхания и усиления Ци, перемеще­ния с поднятым носком и превращения — обе выполняются на этой основе. Даже системы Цигуна в положении сидя основы­ваются на этих же требованиях. Другие Цигун-системы имеют свои собственные специальные требования, но все они имеют общий закон. Поэтому когда возникают побочные эффекты, занимающийся должен проверить их сам или с помощью других в соответствии с основным законом. У начинающего возникают расстройства из-за его неправильной позы. Напри­мер, у него могут возникнуть такие расстройства, как голов­ная боль, головокружение, боль в шее, напряжение задней части шеи, боль в плечах и спине, из-за того, что он не рас­слабился или напряг спину или втянул грудь слишком сильно. Напряжение или боль в шее обычно вызывается чрезмерными усилиями при подвешивании головы. Расширение глаз воз­никает от неподвижного взгляда во время упражнения. Прострел или боль в бедрах — результат неправильного расслабления талии, которое в свою очередь вызвало не­правильным расслаблением бедер, или возникает в результате скручивания талии без расслабления бедер, или от усиленного скручивания талии.

Скопление газов в животе или вздутие его - результат уси­ленного втягивания живота или слишком сильной концентра­ции ума на нем. Припухлость или болезненность ануса и даже сухой анус — результат усиленного поднятия ануса. Болезнен­ность коленей возникает от слишком низкого приседания или чрезмерного сгибания коленей. Причина боли в пятках — излишняя нагрузка на пятки во время ходьбы. Боль в пятках может также возникать от сосредоточения внимания на пятках вместо кончиков пальцев или от ударов пятками о землю. Половые излишества или почечная астения могут быть причинами болей в коленях.

Итак, занимающийся должен различать Инь и Ян, а также астению и стению при движении кистей вверх и вниз во время Цигун-упражнений. Ладони кистей следует обращать к телу, противоположное положение может легко вызвать понос или недостаточность жизненной энергии. Если кисти движутся наружу от области почек в стороны в виде круговых движе­ний, то возникнет прострел. Метод укрепления почек требует, чтобы занимающийся делал сначала шаг с правой ноги, иначе может возникнуть люмбаго (прострел;. Если пальцы кистей движутся вверх направленными в сторону груди, то будет возникать стеснение в груди. Если они направлены наклонно к шее или лицу, то будет возникать головокружение, тошнота и отек лица у тех, кто чувствителен к своим меридианам и коллатералям. Если занимающийся почувствует, что его нижние конечности слишком тяжелы для подъема их во время выполнения упражнений, он может устранить это, думая о точке бай-хуэй. Если он чувствует, что его тело слишком легкое и неустойчивое, он может думать о точках юн-цюань на каждой ступне.

Занимающемуся следует избегать резкой деятельности, такой как бег, сразу после Цигун-упражнений, с тем чтобы предотвратить неправильное течение жизненной энергии или боль в ногах.

Если расстройство возникает в каком-либо положении, просмотрите сначала 18 стадий положения стоя, а затем другие Цигун-системы. Для устранения побочного явления занимающийся может практиковать метод укрепления лег­ких, с тем чтобы способствовать развитию течения внутренней энергии и устранить это отклонение. Если этот метод не срабатывает, то можно использовать систему расслабленного и спокойного регулирования Ци (с полочкой).

3. Дыхательный даоинь. Побочные эффекты в дыхательных упражнениях часто являются результатом неправильного вы­полнения метода трех глубоких выдохов и вдохов в началь­ном виде. Занимающийся должен проверить, является ли вы­дох достаточно длительным при приседании и имеется ли достаточный запас времени при выдохе на основе проверки расслабления и успокоения. Слишком сильное приседание может легко вызвать боль в ногах. Слишком долгий выдох или попытка касания языком верхней десны не только не позволит выдохнуть какой-либо воздух, но может привести к одышке, стеснению в груди и вздутию живота. Как выдох» так и вдох должен быть мягким, тонким, ровным и долгим. При вставании после вдоха для отрегулирования дыхания занимающийся должен дышать естественным образом и не должен задерживать его. (Внимание: занимающийся может задерживать дыхание только тогда, когда он приобретет определенный навык при занятиях Цигуном!)

Лучше всего вдыхать ниже точки шэнь-цюе. Метод ко­роткого быстрого дыхания системы регулирования дыхания и усиления Ци требует дыхания через середину переносицы. Неподходящее дыхание может вызвать головную боль, стес­нение в груди и даже неприятные ощущения в сердце. При выполнении метода двух вдохов и одного выдоха системы регулирования дыхания и усиления Ци занимающийся не дол­жен соединять два вдоха в один. Иначе может возникнуть стеснение в груди. Выход должен быть быстрым, не затяну­тым, иначе это вызовет общую слабость и усталость.

Лучше всего превратить естественные вдох и выдох в брюшной парадоксальный вдох и выдох, т.е. при вдохе через нос втянуть пупок, как будто вы поднимаете тело с двумя сжатиями, следующими за двумя вдохами, а при выдохе вы­дуть через нос как бы половину вдыхаемого воздуха, а ос­тальной держать внутри, как будто давящая сила входит в дань тянь. Если этот метод применять надлежащим образом, симптомы, такие как стеснение в груди, одышка, вздутие живота, исчезнут. Поскольку дыхание связано с меридианом легких, для устранения отклонений от нормы можно приме­нять метод короткого быстрого дыхания для укрепления лег­ких. Пока дыхание хорошо регулируется, не будет никаких проблем с опусканием жизненной энергии в дань тянь.

4. Умственный даоинь. Хотя расстройства, вызванные умственным даоинь, могут быть устранены при помощи дао­инь положения, тем не менее их следует устранять в основном за счет контроля ума в следующих аспектах.

(1) Побочные эффекты в умственном даоинь вызываются в основном чрезмерным размышлением. Они могут быть устранены путем счета цифр в уме, чтобы заменить множест­во мыслей одной.

Правда, для начинающих невозможно сразу добиться аб­солютного успокоения. Даже занимающимся со стажем трудно успокоить свой мозг до степени "отсутствия мыс­лей". Действительно "отсутствие мыслей" может вызвать "старательное усилие для пустоты", которое тоже запрещено. Некоторые думают, что подсчет цифр —это слишком простой метод, и не интересуются им. Поэтому они пытаются сосре­доточивать свой ум на внешних объектах. Фактически это и создает основу для побочных явлений. Только после определенного периода практики занимающийся может начать со­средоточивать свой ум на внешнем объекте, но он должен строго придерживаться следующих правил:

сосредоточивайте ум на неподвижном объекте вместо подвижного: например, больной гипертонией может сосре­доточивать свой ум на спокойной воде озера, но не на боль­ших волнах моря;

сосредоточивайте ум на близких объектах вместо даль­них: например, пациент с нарушениями печени может кон­центрировать свой ум на близкой сосне, с тем чтобы иметь ее всецело в своем распоряжении.

Если занимающийся находится около храма Неба в Бейд-жинге (Пекине), а его ум поглощен сосредоточением на сос­не горы Хуаншен в провинции Анхуэй, которая находится далеко от Пекина, он должен восстановить в воображении объект со старательным усердием. Поэтому когда обнаружит­ся что-то неожиданное, будет очень трудно для него закон­чить упражнение. В результате его ум будет рассеянным, а дух — подавленным.

Сосредоточивайте ум на знакомом объекте вместо незна­комого: подобно правилу сосредоточения на близком объек­те вместо дальнего сосредоточивайтесь на чем-нибудь, что вам знакомо, а не на том, что вам не известно, на том что вам нравится, а не на том, что вас не волнует. В противном случае объект будет вызывать отчуждение и будет нелегким для ва­шего ума.

Подходящие методы следующие: больным с высоким давлением (включая другие показатели, такие как высокое содержание трансаминов) необходимо сосредоточивать свой ум на низком месте вместо высокого. Больные с низким давлением (включая другие низкие показатели, такие как низкий гемохром) должны сосредоточивать свой ум на вы­соком месте вместо низкого. Больным туберкулезом сле­дует сосредоточиваться на белых и легких предметах (напри­мер, белых облаках, пухе).

Пациенты с болезнями селезенки и желудка должны сосре­доточиваться на желтых и несвернутых предметах (например, на желтых хризантемах, георгинах). Пациенты с болезнями печени должны сосредоточиваться на зеленых растениях (например, сосне, кипарисе). Пациентам с нарушениями дея­тельности сердца следует сосредоточиваться на красном цвете, но красный цвет слишком энергичный и его тон не стабилен. Следовательно, это делает трудным для занимаю­щегося добиться успокоения. Поэтому предпочтителен пурпурный или розовый лотос. Пациенты с болезнями почек должны сосредоточиваться на предметах черного цвета. Но черный цвет подавляет и может легко заставить энергию по­чек опуститься, что приведет занимающегося в состояние подавленности. Следовательно, для больных почками пред­почтительнее выбирать предметы пурпурного цвета с четкими деталями и из твердого материала, такие как кустарные изде­лия из сандалового дерева.

При выборе внешнего объекта запрещается выбирать в качестве объекта человека, свою собственную работу, зло, непристойные дела. Занимающемуся запрещается переска­кивать с одного предмета на другой (туда-сюда) без оста­новки.

Побочные эффекты, вызванные умственной деятельностью, могут быть устранены путем выбора подходящего внешнего объекта для сосредоточения с учетом упомянутых выше запрещений.

Если человек находится в депрессии, ему не следует делать каких-либо Цигун-упражнений, прежде чем он не избавится от нее. Иначе будет возникать головная боль, стеснение в груди или даже шок в тяжелых случаях. Решение этой проблемы состоит в том, чтобы провести жизненную энергию вдоль меридианов вниз. Если занимающемуся не удается это сделать самому, он может попросить других о помощи или использовать систему лечения гипертонии.

(2) Другое отклонение умственного даоинь вызывается словами и предложениями, которые занимающийся произ­носит. Некоторые любят произносить китайскую букву "фо". Эта буква, произнесенная в повышающем тоне, может легко вызвать подъем жизненной энергии. Если жизненная энергия поднимается в момент, когда занимающийся дости­гает успокоения, то возникнут головокружение и тошнота. Поэтому в таком случае занимающемуся следует прекратить упражнение. Если занимающийся заменяет ее буквой "фу" в третьем (падающе-повышающем) тоне, жизненная энергия будет опускаться и занимающийся может легко достичь ус­покоения. Некоторые произносят фразу: "Сионкоу шу чэн циси тон" (если подложечная ямка чувствует себя уютно, жизненная энергия и кровь будут течь свободно). Эта фраза содержит положения, которые не должны вызывать проблем. Но поскольку в ней слишком много повышающих и падаю-ще-повышающих тонов, она содержит слишком много дви­гательной силы. И, кроме того, она выражает слишком силь­ное желание к выздоровлению, так что произнесение ее молча (про себя) будет вызывать такие симптомы, как голово­кружение, легкий жар, стеснение в груди, слабость в ногах, отвратительное дыхание, кровяной стул.

Эти симптомы не могут быть сняты лекарством. Тем не менее некоторые люди достигли успеха в устранении подоб­ных отклонений при помощи открытия и закрытия двух дань тянь и регулирования избытка Ян. Это показывает, что если занимающийся выбирает что-то случайное для мыс­ленного сосредоточения без понимания теории Цигуна, он мо­жет легко попасть в беду.

(3) Побочные эффекты в индивидуальной мыслительной деятельности должны устраняться путем контроля за мыс­лительной деятельностью, а занимающийся должен хорошо понимать принципы, по которым дух управляет жизненной энергией. Дух является мыслительной деятельностью, кото­рая определяет всю индивидуальную деятельность. Откло­нения в мыслительной деятельности должны регулировать­ся и контролироваться собственной силой. Основной метод состоит в успокоении и выполнении систем регулирования и усиления Ци, открытия и закрытия двух дань тянь, открытия и закрытия трех дань тянь.

5. Даоинь при нарушенном Цигун-упражнении. Наиболее часто встречается случай, когда занимающийся пугается, на­ходясь в состоянии покоя. Его выводит из равновесия либо неожиданный звук, либо неожиданное событие. Чтобы избе­жать подобного явления, занимающийся должен быть осто­рожным при выборе окружения и места Цигун-упражнений. Для безопасности занятий необходим предварительный за­щитный настрой ума. При такой подготовке не будет возни­кать проблем, даже в случае испуга занимающегося.

Если занимающийся заранее не, готов, то при испуге откло­нение от нормы очень трудно будет устранить. Ниже приве­дены два метода для предохранения занимающегося от со­стояния испуга.

(1)   Категорически запрещается занимающемуся открывать глаза, когда его напугали во время Цигун-упражнений. Если он откроет глаза, жизненная энергия придет в возмущенное состояние и застойная жизненная энергия будет вызывать рас­стройства, которые трудно устранить. После того как зани­мающийся напуган и продолжает упражняться с закрытыми глазами, как будто ничего не произошло, он может вернуть ум в нормальное состояние путем направления жизненной энергии по маршрутам меридианов, возвращая ее обратно в меридианы.

(2) Специальные методы направления жизненной энергии по маршрутам меридианов состоят в том, чтобы держать гла­за закрытыми в момент испуга и делать открытие и закры­тие двух дань тянь (возможное число раз). Два дань тянь от­носятся к точкам инь-тан и ци-хай. Поднимите кисти рук к нижней челюсти и вдохните со свистом, как будто вы вды­хаете порцию холодного воздуха. Следя за вдыхаемым возду­хом, двигаете кисти вверх к точке инь-тан и делаете откры­тие одновременно с медленным выдохом. Повторите откры­тие и закрытие двух дань тянь 4 раза. Если после этого зани­мающийся чувствует себя неуютно, он может продолжать занятие до 8 раз, чтобы решить проблему.

 6. Метод устранения побочных эффектов палочкой. Цигун-метод с палочкой — система расслабленного и спокойного ре­гулирования Ци — является совершенным методом устра­нения отклонений, который может очищать меридианы и коллатерали и способствовать течению жизненной энергии и крови. Этот метод очень эффективен в устранении отклоне­ний, вызванных неподходящим выбором методов тонизи­рования или очищения. При выполнении этого упражнения по устранению отклонения вращайте палочку наружу при очище­нии и внутрь — при тонизировании. Если много заниматься этим методом, то можно не только устранить отклонения, но и помочь увеличению жизненной энергии.

7. Метод короткого быстрого дыхания для укрепления лег­ких. Это также полезный метод для устранения отклонений. Когда занимающийся чувствует себя не очень приятно после Цигун-упражнений, он может заниматься этим методом в течение 20 мин. Занимающемуся необходимо иметь все тело расслабленным, упражняться не торопясь, беззаботно, с улыб­кой на лице.

8. Беззаботный метод. Для тех людей, чьи отклонения от нормы продолжаются и с трудом поддаются устранению или полуустранению, можно практиковать этот метод. Этот ме­тод — ходьба беззаботного человека. Занимающийся прогу­ливается небрежно, как полупьяный, касаясь земли паль­цами и точками юн-цюань с целиком расслабленным телом. Практикуйте этот метод 1—2 раза в день.

Те, кто страдает от стесненности в груди или вздутия жи­вота, могут произносить звук "хэ" до 9 раз за курс в соот­ветствии с методом произнесения слов. Указанный выше метод устранения отклонений должен выбираться из усло­вий вида и стадии болезни. Он не должен использоваться случайным образом .

 

3.Метод контроля побочных эффектов

Когда занимающийся делает свои Цигун-упражнения авто­матически и не может остановиться, то движение может про­должаться два или три часа или даже целый день, что очень истощает организм. В этом случае необходимо осуществлять контроль следующим образом.

1. Возбудите движущегося словами: "Резкие движения не столь хороши, как отсутствие движений; пора закончить ва­ше упражнение для отдыха". Повторные советы, подобные этому, могут помочь ему подготовить себя к мысленной остановке. Этот метод обычно эффективен.

2. Прекратите движения занимающегося с помощью ко­манды. Заставьте движущихся положить свою левую кисть на среднюю дань тянь. Если он послушен, он положит свою руку на тыльную сторону своей левой руки сам. Если нет, то помощник может взять левую кисть движущегося своей собственной левой рукой, чтобы надавить на дань тянь и уда­рить по "воротам жизни" движущегося 3 раза своим правым кулаком (или ладонью), это может помочь движущемуся закончить упражнение (Это довольно принудительный ме­тод.)

3. Если упомянутый выше метод не помогает, помощник может приказать движущемуся повернуть правую ступню внутрь кончиками пальцев, указывающих на пятку левой ноги. Если это ему сделать самому не удается, помощнику следует взять левую кисть движущегося своей правой кистью и своей ногой толкнуть его правый носок в сторону пятки левой ноги. Это поможет движущемуся закончить упраж­нение. Помощник может также коснуться точки тай-чун* (между большим и 1-м пальцами ноги) движущегося кресто­образно сложенными пальцами.